Новости – Общество
Общество
«Мы не просто сыплем, а укладываем»
Чтобы организовать эффективный ремонт дорог надо менять всю технологическую цепочку. Фото Кирилла Бакуркина.
Почему в Братске нет хороших дорог
11 апреля, 2014 08:02
7 мин
В Братске начали ремонтировать дороги. Городская служба засыпает ямы битым кирпичом и камнями. Это единственная возможность ликвидировать ямы, заверил РП директор дорожной службы Братска Виктор Пономаренко. До ближайшего ремонта еще очень далеко — нужно сперва дождаться, когда просохнут дороги, потом по ним проедет специальная комиссия, обследует повреждения, и только после этого будут принимать решения о начале работ. Корреспондент «Русской Планеты» выясняла, что же мешает починить городские трассы.
– Мы не просто сыплем, а укладываем, — поясняет Виктор Пономаренко, — укатываем послойно. Для этого используются специальные камни — щебень фракции 20-40. Хотя их все равно выбивает из выбоин колесами и вымывает водой. Есть ямы, которые сегодня засыпали, а завтра уже снова приходится подсыпать.
В этом году в бюджете Братска заложено на текущий ремонт дорог 30 млн рублей. На эти деньги на основных транспортных артериях города проведут ямочный ремонт. Хотя фактически дороги настолько старые, что требуют капитального ремонта.
– Вообще, асфальт стареет довольно быстро. Он же в основном состоит из гравия, залитого битумом, и этот материал имеет свой срок годности. Битум приходит в негодность, и по-хорошему надо каждые 10 лет проводить капитальный ремонт, и каждые 5 лет — текущий, — рассказывает РП Александр Зиновьев, руководитель испытательного центра «Братскстройэксперт» Братского госуниверситета.
В этом центре пару лет назад открылась лаборатория, которая делает анализ различных строительных материалов, смесей, а кроме всего прочего оценивает дорожное покрытие. Когда ИЦ открылся, муниципалитет стал заключать с ним контракты для оценки работы подрядных организаций, занимающихся укладкой асфальта. По словам специалиста, брак в их работе встречается, но не так часто, как полагают братчане — всего пять-семь проб из ста оказываются выполнены некачественно.
– Основные недочеты по качеству асфальта — это недостаточное уплотнение. Такие заплатки подрядчику приходится переделывать по гарантии, — говорит специалист лаборатории.
Фарид Агавердыев проработал главным инженером дорожной фирмы более семнадцати лет. Дорожник рассказал РП, что, по его мнению, для того чтобы решить дорожную проблему, надо в первую очередь изменить законодательство в стране. Битый асфальт начинается с конкурса-аукциона.
– Здесь все дело в самом подходе к ремонту дорог вообще. Кто работает на дорогах? Скажем честно — маленькие и порой иногородние фирмы, которые заинтересованы в заработке, но не в конечном результате. Причина этому — муниципальные конкурсы. Подряд дают тому, что предложит меньшую стоимость работ. Эта стоимость иногда настолько минимальна, что фирмы с качественными материалами просто даже не заявляются. Нет смысла. А стоимость — основной критерий для выбора подрядчика. И это не только проблема Братска. Конечно, мелкие фирмы дают гарантии, но у нас возможностей уйти от ответственности в разы больше, чем способов привлечения к ней, — поясняет РП Фарид Агавердыев.
Случаи в Братске, когда подрядчику приходилось переделывать свою работу, не редки. Один из примеров — кольцевой перекресток улиц Мира-Обручева. В прошлом году на протяжении нескольких дней рабочие затрудняли проезд автомобилистам. Этот участок укладывали уже в октябре. Нынешней весной новый асфальт развалился. Подрядчик оштрафован и по предписанию администрации должен в этом году ремонт переделать.
Другие дороги, которые латали в прошлом году, сейчас также зияют дырами.
– Представьте, стоматолог сделал бы пломбу из дорогого качественного материала по современной технологии, но в насквозь гнилом зубе. Что будет? Зуб продолжает разваливаться, а пломба остается. Так же и здесь. Асфальтовые заплатки держатся, а старый асфальт рядом — рушится, — поясняет РП сотрудник лаборатории Александр Зиновьев.
Его слова подтверждает и Фарид Агавердыев.
– Не надо ждать чуда от ямочного ремонта. Вокруг ямок остался все тот же «гнилой» асфальт. В прошлом году он был еще целый, а сейчас и его время пришло. Надо проводить капитальный ремонт дорог, а его город не видел уже очень давно, — говорит собеседник РП.
Последний раз капитальный ремонт в Братске проводился в 2008 году. В мэрии ссылаются на отсутствие денег в казне.
– Мы как-то пытались посчитать, сколько потребуется средств, чтобы привести в надлежащий вид все дороги Братска. И оказалось, что необходимо ежегодно на протяжении десяти дет тратить 770 млн рублей, — рассказывает РП руководитель комитета ЖКХ администрации города Ирина Крачевская. — Естественно, у нас таких денег нет и не предвидится.
В прошлом году в Братске внедряли передовой способ ямочного ремонта — пневмонабрызг (Материал под давлением вносится в ремонтируемый участок. — Примеч. ред). Специалисты уверяли, что этим способом асфальт можно укладывать даже в дождливую погоду. Но и такие заплатки быстро пришли в негодность.
Эксперименты дорожников на этом не окончились. На некоторых отрезках дорог ремонтники применили еще одну новую технологию — заливали ямы битумом. На такие заплатки дорожники изначально давали гарантию в три года. Но когда под жарким июльским солнцем битум начал плавиться, стало ясно — эксперимент провалился.
– Любая новая технология, если она даже ведет к удешевлению материалов, требует сначала дополнительных трат, — размышляет Фарид Агавердыев, — Просто потому, что надо менять всю технологическую цепочку. Будут ли мелкие фирмы этим заниматься? Конечно, нет. Технология ведь должна себя окупить. А потом чаще всего покупается асфальт с местных заводов, а они уже давно морально устарели. Мало кто сейчас занимается приобретением новой техники.
Есть в Братске участок дороги, где асфальт на протяжении десятка лет не вызывает нареканий автомобилистов. Это 25-километровый отрезок федеральной трассы «Вилюй», соединяющий два жилых округа Братска — Центральный и Падунский. За ремонт и сохранность покрытия на этом участке отвечает дорожная служба Иркутской области. Финансирование, соответственно, идет из регионального бюджета. В прошлом году на «Вилюе» уложили свежий асфальт на перекрестках и нескольких небольших участках трассы. Несколько километров полотна покрыли так называемым «поверхностно-шероховатым покрытием», которое за зиму стерлось и с асфальта исчезло. Однако ям и выбоин на дороге областного подчинения практически нет.
– Проблему плохих дорог в Братске решить можно, — резюмирует Фарид Агавердыев. — Задача комплексная, должна решаться рядом мер. Прежде всего, необходимо достаточное финансирование ремонта, чтобы, например, муниципальные службы были обеспечены новой техникой, а работники имели достойную зарплату. Город никогда не сможет выкроить из бюджета необходимые деньги, а значит надо налаживать отношения с областным правительством. У нас пока основное внимание уделяется федеральным трассам. Мэрия должна проводить конкурсы, учитывая историю работ фирм. Ответственность должны нести не только дорожники, но и проектировщики. А кроме того — ремонт должен быть плановым, это очень важно. И обслуживание дорог надо делать качественно. А сейчас, учитывая недостаток практически всех ресурсов, оно таковым не может быть.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости