Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Бачамка для сбитня

«Это по-настоящему последние из могикан». Фото из экспедиции, предоставлено Лидией Мельниковой

Как ученые нашли у братчан новгородские корни и почему осетр — это красная рыба

Мария Чернова
24 сентября, 2014 17:38
10 мин
Начиная с 23 сентября, в течение нескольких дней Братск празднует 60-летие Братскгэсстроя. С начала этой стройки и исчисляется современная история города. И буквально в эти же дни иркутские этнографы начали обрабатывать материал, собранный близ Братска в Усть-Илимском районе — о быте и традициях этих мест в первой трети XX века. Как жили люди в северных районах Приангарья, в том числе и в будущем Братске, до больших социалистических строек, ученые впервые рассказали «Русской планете».
Всего этнографы обследовали семь поселков Усть-Илимского района: Седаново, Невон, Эдучанку, Подъеланку, Тубинский, Кеуль и село Ершово.
– За девять дней командировки нам удалось побывать во всех семи намеченных пунктах и опросить около трех десятков местных жителей. Мы задавали им вопросы о традициях изготовления одежды, местных технологиях ткачества и шитья обуви, интересовались у старожилов способами приготовления пищи, — рассказывает корреспонденту РП этнограф Иркутского областного дома народного творчества Лидия Мельникова.
За последние 10 лет Мельникова объездила все районы Иркутской области и смогла составить максимально цельную картину бытовой культуры старожилов из Приангарья и Приленья. В Усть-Илимском районе в такой долгой экспедиции она была впервые.
– Усть-Илимский район был образован в 1968 году и интересен тем, что соединили его в некотором смысле искусственным образом. Были объединены две части: Нижнеилимский и Братский районы. Первый — с глубокими корнями, именно там появился первый в Приангарье острог — Илимский. Замечу, что статус города Илимскому острогу был присвоен за три века до этого, еще в 1649 году. Местные старожилы наиболее тщательно хранят древние традиции, а их предки более плотно общались с аборигенами, эвенками.
Именно нижнеилимские старожилы впервые представились мне как «бурундуки». Этим прозвищем их нарекли за чрезмерную запасливость и излишнюю рачительность. Они сами своего прозвища вовсе не стесняются и даже любят о нем лишний раз напомнить, поскольку бережливость считают значимой добродетелью. Рачительность старожилов довольно просто объяснить тем, как долго и трудно приходилось им трудиться, чтобы создать ту или иную вещь.
Возьмем такой пример, как «какольды» — это редкое заимствование у эвенков, обозначающее рукавицы. Длинная резинка у запястья на этих варежках «перекочевала» и в нынешние времена: дизайнеры сегодня моделируют рукавицы с аналогичными тесемками, не позволяющими потерять вещь. А в чем исходный замысел? Охотник в пылу преследования зверя часто скидывал рукавицы, бросал, где придется — и, чтобы не потерялись, ткачи пришивали варежки друг к другу при помощи длинной веревки. При этом чтобы изготовить такую вещь, требовался труд людей разных профессий: и охотника, и дубильщика, и ткачихи. Сначала нужно зверя убить, выделать шкуру, сшить рукавицы вручную. Когда не можешь прийти в супермаркет и за пять минут купить готовое, поневоле станешь бережливым, — смеется Мельникова.
Как говорит этнограф, общее наименование сибирских старожилов — «чалдоны» — сейчас помнят очень немногие усть-илимцы. Оно означает «потомки первых поселенцев», и чалдонами, по сути, являются все, кто расселился вдоль берегов Ангары и ее притоков по мере освоения Сибири. Из 28 коренных жителей, опрошенных Лидией Мельниковой, только двое знали об этом.
Дело в том, что целые села и деревни в XX веке в Приангарье «переезжали» — как раз из-за затопления территорий во время строительства ГЭС. Так и утерялась память.
– Эта беда коснулась многих жителей Приангарья. Многие села и деревни ушли под воды Усть-Илимского водохранилища при запуске одноименной ГЭС. Между тем, затопленные деревни и села были образованы еще в начале или середине XVII века. Свою лепту в «стирание воспоминаний» внесла молодежь, приехавшая с запада страны на всесоюзные стройки ХХ века — БАМ и Усть-Илимскую ГЭС. Также не стоит забывать о ссыльных и заключенных, регулярно пополнявших число аборигенов, что в XVIII, что в XX веках. Есть основания полагать, что именно переселенцы двадцатого века прозвали сибирских старожилов «бурундуками». Это прозвище почти полностью сменило бытовавшее при первом заселении Сибири слово «чалдон», которым новые сибиряки себя назвали сами, — рассказывает Лидия Мельникова.
Но в ходе экспедиции исследователи нашли и такой поселок, который ни разу не переезжал со своего исконного места. Это Невон.
– По этой причине в Невоне сохранились единственные в своем роде усадьбы типичной застройки старожилов: с крепкими большими домами, сараями в два этажа. Последние там до сих пор называют по старинке амбарами. В таких хозяйствах были отдельно и лопатный, и хлебный амбар, и яма-ледник, — поясняет Мельникова. — Там же мы сделали самые интересные находки. Мы напрашивались к хозяевам в гости, просили показать чердаки, провести в старые амбары. Задавали наводящие вопросы: «Есть ли у вас то-то и то-то? А сохранилась ли, к примеру, бачамка или, как ее еще называли, мутовка?» Это распространенная кухонная утварь того времени, при помощи которой готовили крем, напоминающий сбитень. И потомки нижнеилимских старожилов внезапно осознавали, что у них, оказывается, остались и жучери (это такой охотничий рюкзак), и шоденником они по сию пору называют полупальто из сукна, и рецепт квасника от своих прапрабабок по-прежнему используют.
Рыбачка Ефросинья Сизых — одна из самых давних коренных жителей, которых удалось разыскать этнографам. В 2011 году документалист Сергей Мирошниченко снимал ее в своем фильме «Река жизни. Валентин Распутин». Ее род живет в Сибири свыше 300 лет, и ей самой из-за строек пришлось дважды переезжать — в том числе из родового дома в обычную квартиру. И она знает слова, которые были в обороте у первых поселенцев этих мест.
– К примеру, впервые именно в разговоре с ней мы повстречались с такими словами и понятиями как «жучери», «коготки», «преснушки», «сендух», «бачамка», «галок», «курлук», «отымалки», — перечисляет Лидия Мельникова. — Отымалки — это, чтобы вы знали, такие старые тряпки, которыми чугунки из печи вынимали. Слово символизировало этакое финальное состояние старых вещей, когда они больше никуда, кроме как на тряпки, не годятся. Даже ходило такое выражение: «Ходишь как отымалка», — то есть неряшливо, грязно одетый, в обносках.
Нынешние северные иркутяне — скорее всего, потомки переселенцев с северной же Руси. Это этнографы определили по образцам тканей и технологиям постройки старых домов. Как оказалось, в одном и том же поселке можно встретить избы с историей из разных регионов.
– В Усть-Илимском районе можно найти технологию сруба, характерную и для Архангельской, и для Вологодской областей. Есть и новгородская «манера» ставить дом. Узнаваемы дома поморов с Белого моря. Если хорошенько покопаться в архивах, можно достоверно понять, откуда именно прибыли первые поселенцы в Сибирь. Пока мы только примерно можем перечислить территории и условно назвать местных «чалдонов» переселенцами с русского севера.
По наблюдениям этнографов, несмотря на одинаковые условия жизни промысловиков из Нижнеилимского и Братского районов, культура их быта сильно различалась. От рыболовов в нижнеилимских деревнях ученые впервые услышали про мокченов — рыбу, которую использовали для наживки. При этом осетра и стерлядь в этих местах было принято называть красной рыбой, несмотря на белое мясо.
– Красная — это вкусная, от цвета мяса это не зависит, объясняли нам нижнеилимские старожилы. Еще одно чисто локальное выражение: «У них все семейство крыто тесом» — значит, в семье носили хорошую одежду из тонкого холста, — передает этнограф слова жительницы поселка Невон Нины Карнауховой. — Тес — это узкая струганая доска, которой крыли крыши домов. Такая вот метафора от старожилов.
Как говорит ученый, воспоминания старожилов не всегда правдивы, зачастую их надо уточнять. Многие потомки «чалдонов» уже путаются в собственных знаниях. Иногда подводит память, а иногда это происходит из-за разницы значений одного и того же слова даже в рядом стоящих поселках.
– У нижнеилимских охотников зачастую мелькает выражение «ночевать на сендухе». До сих пор этой фразой пользуются вместо выражения «провести ночь на открытом воздухе», то есть не в охотничьем зимовье. Сендух, или лабаз — это охотничий сарай на высоких ногах, обычно без стен, некрытый. У братчан такой словоформы нам уже не пришлось встретить. Или вот, к примеру, в Подъеланке я в первый раз узнала про жучери — деревянный короб или рюкзак охотника. А в большинстве районов Приангарья его обычно называют «поняга». Язык-то общий, но в каждой местности он обрастает совершенно уникальными словами и формами, и это порой вызывает непонимание между ближайшими соседями.
Примечательно, что жителям этого района свойственно активное использование различных прозвищ. В каждой деревне было много однофамильцев, и жители этих деревень крайне редко называли себя и друг друга по фамилиям. Еще одно интересное наблюдение связано с традиционными для славян тряпичными куклами, которыми играли в детстве наши бабушки. Я, как мастер по народному костюму и кукле, с особым рвением ищу подлинные экземпляры игрушек наших предков. Так вот конкретно в этой экспедиции не нашлось абсолютно никаких сведений ни об одной оригинальной куколке, не говоря уже о сохранившихся образцах. Это можно объяснить тем, что большая часть северян по возрасту — дети войны, многим из которых с малых лет приходилось работать в колхозе. Эти дети если и играли, то примитивными подобиями кукол — скрутками из ватника.
Не сохранились куклы, зато, говорит Мельникова, осталась кухня.
– Здесь традиций, которые удалось бережно пронести через несколько веков, намного больше. Даже если сами рецепты в нынешней кухне уже не используются. Женщины часто рассказывают, как вкусно раньше готовили шаньги — сдобные булочки с начинкой или наливкой. Или пересказывают рецепт преснушек — это булочки, крендельки из пресного теста. Во многих деревнях нам напомнили технологию приготовления сбитня — крема, который раньше был любимым детским лакомством. Или вспомнили о яблошнице: так раньше называли картофельное пюре.
Новый сборник из серии «Этнография Иркутской области», куда войдут результаты этой экспедиции, напечатают только через год. За это время, возможно, кто-то из опрошенных старожилов уже уйдет из жизни. Как говорит Лидия Мельникова, смысл подобных экспедиций — застать уходящих, которые больше никому свои знания передать не могут.
– Это по-настоящему последние из могикан. Скоро они уйдут и навсегда унесут с собой и свое время, и свой язык, и свои особенности, и свой мир, — сожалеет этнограф.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ