«Мы не просто сыплем, а укладываем»
Чтобы организовать эффективный ремонт дорог надо менять всю технологическую цепочку. Фото Кирилла Бакуркина.

Чтобы организовать эффективный ремонт дорог надо менять всю технологическую цепочку. Фото Кирилла Бакуркина.

Почему в Братске нет хороших дорог

В Братске начали ремонтировать дороги. Городская служба засыпает ямы битым кирпичом и камнями. Это единственная возможность ликвидировать ямы, заверил РП директор дорожной службы Братска Виктор Пономаренко. До ближайшего ремонта еще очень далеко — нужно сперва дождаться, когда просохнут дороги, потом по ним проедет специальная комиссия, обследует повреждения, и только после этого будут принимать решения о начале работ. Корреспондент «Русской Планеты» выясняла, что же мешает починить городские трассы.

– Мы не просто сыплем, а укладываем, — поясняет Виктор Пономаренко, — укатываем послойно. Для этого используются специальные камни — щебень фракции 20-40. Хотя их все равно выбивает из выбоин колесами и вымывает водой. Есть ямы, которые сегодня засыпали, а завтра уже снова приходится подсыпать.

В этом году в бюджете Братска заложено на текущий ремонт дорог 30 млн рублей. На эти деньги на основных транспортных артериях города проведут ямочный ремонт. Хотя фактически дороги настолько старые, что требуют капитального ремонта.

– Вообще, асфальт стареет довольно быстро. Он же в основном состоит из гравия, залитого битумом, и этот материал имеет свой срок годности. Битум приходит в негодность, и по-хорошему надо каждые 10 лет проводить капитальный ремонт, и каждые 5 лет — текущий, — рассказывает РП Александр Зиновьев, руководитель испытательного центра «Братскстройэксперт» Братского госуниверситета.

В этом центре пару лет назад открылась лаборатория, которая делает анализ различных строительных материалов, смесей, а кроме всего прочего оценивает дорожное покрытие. Когда ИЦ открылся, муниципалитет стал заключать с ним контракты для оценки работы подрядных организаций, занимающихся укладкой асфальта. По словам специалиста, брак в их работе встречается, но не так часто, как полагают братчане — всего пять-семь проб из ста оказываются выполнены некачественно.

– Основные недочеты по качеству асфальта — это недостаточное уплотнение. Такие заплатки подрядчику приходится переделывать по гарантии, — говорит специалист лаборатории.

Фарид Агавердыев проработал главным инженером дорожной фирмы более семнадцати лет. Дорожник рассказал РП, что, по его мнению, для того чтобы решить дорожную проблему, надо в первую очередь изменить законодательство в стране. Битый асфальт начинается с конкурса-аукциона.

– Здесь все дело в самом подходе к ремонту дорог вообще. Кто работает на дорогах? Скажем честно — маленькие и порой иногородние фирмы, которые заинтересованы в заработке, но не в конечном результате. Причина этому — муниципальные конкурсы. Подряд дают тому, что предложит меньшую стоимость работ. Эта стоимость иногда настолько минимальна, что фирмы с качественными материалами просто даже не заявляются. Нет смысла. А стоимость — основной критерий для выбора подрядчика. И это не только проблема Братска. Конечно, мелкие фирмы дают гарантии, но у нас возможностей уйти от ответственности в разы больше, чем способов привлечения к ней, — поясняет РП Фарид Агавердыев.

Случаи в Братске, когда подрядчику приходилось переделывать свою работу, не редки. Один из примеров — кольцевой перекресток улиц Мира-Обручева. В прошлом году на протяжении нескольких дней рабочие затрудняли проезд автомобилистам. Этот участок укладывали уже в октябре. Нынешней весной новый асфальт развалился. Подрядчик оштрафован и по предписанию администрации должен в этом году ремонт переделать.

Другие дороги, которые латали в прошлом году, сейчас также зияют дырами.

– Представьте, стоматолог сделал бы пломбу из дорогого качественного материала по современной технологии, но в насквозь гнилом зубе. Что будет? Зуб продолжает разваливаться, а пломба остается. Так же и здесь. Асфальтовые заплатки держатся, а старый асфальт рядом — рушится, — поясняет РП сотрудник лаборатории Александр Зиновьев.

Его слова подтверждает и Фарид Агавердыев.

– Не надо ждать чуда от ямочного ремонта. Вокруг ямок остался все тот же «гнилой» асфальт. В прошлом году он был еще целый, а сейчас и его время пришло. Надо проводить капитальный ремонт дорог, а его город не видел уже очень давно, — говорит собеседник РП.

Последний раз капитальный ремонт в Братске проводился в 2008 году. В мэрии ссылаются на отсутствие денег в казне.

– Мы как-то пытались посчитать, сколько потребуется средств, чтобы привести в надлежащий вид все дороги Братска. И оказалось, что необходимо ежегодно на протяжении десяти дет тратить 770 млн рублей, — рассказывает РП руководитель комитета ЖКХ администрации города Ирина Крачевская. — Естественно, у нас таких денег нет и не предвидится.

В прошлом году в Братске внедряли передовой способ ямочного ремонта — пневмонабрызг (Материал под давлением вносится в ремонтируемый участок. — Примеч. ред). Специалисты уверяли, что этим способом асфальт можно укладывать даже в дождливую погоду. Но и такие заплатки быстро пришли в негодность.

Эксперименты дорожников на этом не окончились. На некоторых отрезках дорог ремонтники применили еще одну новую технологию — заливали ямы битумом. На такие  заплатки дорожники изначально давали гарантию в три года. Но когда под жарким июльским солнцем битум начал плавиться, стало ясно — эксперимент провалился.

– Любая новая технология, если она даже ведет к удешевлению материалов, требует сначала дополнительных трат, — размышляет Фарид Агавердыев, — Просто потому, что надо менять всю технологическую цепочку. Будут ли мелкие фирмы этим заниматься? Конечно, нет. Технология ведь должна себя окупить. А потом чаще всего покупается асфальт с местных заводов, а они уже давно морально устарели. Мало кто сейчас занимается приобретением новой техники.

Есть в Братске участок дороги, где асфальт на протяжении десятка лет не вызывает нареканий автомобилистов. Это 25-километровый отрезок федеральной трассы «Вилюй», соединяющий два жилых округа Братска — Центральный и Падунский. За ремонт и сохранность покрытия на этом участке отвечает дорожная служба Иркутской области. Финансирование, соответственно, идет из регионального бюджета. В прошлом году на «Вилюе» уложили свежий асфальт на перекрестках и нескольких небольших участках трассы. Несколько километров полотна покрыли так называемым «поверхностно-шероховатым покрытием», которое за зиму стерлось и с асфальта исчезло. Однако ям и выбоин на дороге областного подчинения практически нет.

– Проблему плохих дорог в Братске решить можно, — резюмирует Фарид Агавердыев. — Задача комплексная, должна решаться рядом мер. Прежде всего, необходимо достаточное финансирование ремонта, чтобы, например, муниципальные службы были обеспечены новой техникой, а работники имели достойную зарплату. Город никогда не сможет выкроить из бюджета необходимые деньги, а значит надо налаживать отношения с областным правительством. У нас пока основное внимание уделяется федеральным трассам. Мэрия должна проводить конкурсы, учитывая историю работ фирм. Ответственность должны нести не только дорожники, но и проектировщики. А кроме того — ремонт должен быть плановым, это очень важно. И обслуживание дорог надо делать качественно. А сейчас, учитывая недостаток практически всех ресурсов, оно таковым не может быть.

Город без денег Далее в рубрике Город без денегСотни людей в Братске работают не получая зарплаты Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

11 апреля 2014, 09:09
Такие дороги везде в городах. Деньги на ремонты выделяются, поверьте. Каждый год власть закачивает в ремонты городских дорог миллионы. Почему они в отвратительном состоянии? Причина в том, что заказчиком выступает управление городского хозяйства, не имеющее свидетельства СРО (саморегулируемой организации), а стало быть — и допуска для технадзора за качеством ремонта дорог. В управлении нет ни одного инженера-дорожника. Они не знают технологий, не проверяются на качество строительные материалы, у них просто нет лабораторий. Деньги подрядчиком просто грабятся, увеличивая себе объемы в КС-ках и расценки. Зарплаты у рабочих мизерные, у них нет заинтересованности в качестве. Деньги огромные, только вот куда они уходят??
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»