Колоссальный первостроитель
Геннадий Клеймёнов в своей мастерской. Фото Зинаиды Макаровой.

Геннадий Клеймёнов в своей мастерской. Фото Зинаиды Макаровой.

Как в Братске создается самый масштабный монумент последних лет

В сквере Первостроителей на улице Приморской начались подготовительные работы для установки памятника первостроителям Братской ГЭС. Завершить их планируют до 10 сентября, а через несколько недель хотят открыть и сам монумент, приурочив церемонию к торжествам в честь 60-летнего юбилея Братсгэсстроя. Центральной фигурой композиции станет пятиметровая скульптура первого руководителя гигантской стройки Ивана Наймушина. Корреспондент РП провела один день в мастерской автора грандиозного мемориального комплекса скульптора Геннадия Клеймёнова.

Капризные формы

Мастерская Клеймёнова расположена на территории полуразрушенного завода «Сибтепломаш». В советское время здесь производили отопительное оборудование и металлоконструкции. Но постсоветское время его не пощадило. Сейчас завод напоминает джунгли из железа и бетона. На улице идет ливень — в здании вода льет с потолка, и Геннадий Клеймёнов подставляет под потоки ведра.

– Мы когда начинали, здесь были только стены и потолок, и вот то окно. Для того, чтобы получилась мастерская, ты даже не представляешь, сколько пришлось вложить! Поставить печи, балку, все это реставрировать, утеплить.

Первое помещение мастерской — производственный цех. На стене висит чугунный портрет Ленина 3 на 5 метров, фрагменты фигурно кованых оград, таблички, информирующие о том, что в этом доме жил такой-то. В цеху очень шумно — работают тепловые пушки, сушат спрятанные в полиэтилен гипсовые фигуры. Позже с них будут делаться слепки, в которые зальют расплавленный металл. Подробностями технологии скульптор не делится.

– Мастер-класс не хочу проводить, настолько это все наше, только наше, — говорит он. — У нас особые формовочные смеси, наше ноу-хау. Как-то приехали иркутяне, изготовили модель и должны были у нас отливать на заводе. Они залили в свои формы — у них пригар получился с десяток сантиметров. Они отбойные молотки купили, еще людей прислали, и в три смены этот пригар долбили две недели. А потом мы в свои формы заливали, через два дня вскрываем — и все чисто. У них был шок.

«Мы» — это Геннадий Клеймёнов и его старший сын Денис, который директорствует на этом предприятии. Сложение имен образовало название творческому союзу — «Гедес».

– По иерархии получается, что я его подчинённый, он мой начальник. Я уже стараюсь отходить от дел. Мне 65 лет, я старый больной человек. Очень тяжело стало. Кругом финансовые обманы, надоела грязь вот эта. А Денис — лидер. Он претворяет мои идеи в жизнь. Если бы не он, я бы так и лепил из пластилина.

В команде скульптора трудится десяток человек — литейщики завода. В одиночку памятник создать невозможно — слишком трудозатратно. После отливки фигуры в металле, ее нужно собрать, скрепить части, затем зачистить швы, убрать все шероховатости.

Второй зал — сама мастерская. Все помещение уставлено скульптурами, большими и маленькими; гипсовыми, бронзовыми, чугунными, каменными. На столах и полках — пластилиновые макеты. Стены завешаны мемориальными досками и табличками. Вот в человеческий рост белоснежный Амур на постаменте, рядом жеребец на дыбах в натуральную величину, владимирская Божья Матерь. Практически о каждой своей работе мастер говорит с интересом, вспоминает как создавал ее, что с ней приключилось дальше  Такой же жеребец, только чугунный, стоит на ипподроме в Москве, а Божья Матерь — во дворе детского реабилитационного центра «Надежда» в Братске.

– На открытии центра отец Павел сказал, что это единственное, что поможет этим бедненьким детям, — рассказывает мой собеседник.

Пушкин, затмевающий Ленина

Гипсовый Иван Наймушин в натуральную величину стоит на самом видном месте в мастерской. Снаружи лежат гигантские чугунные ноги, руки, часть пиджака со складками. Эти детали в сборке скоро и станут памятником главному первостроителю Братска.

Идее увековечить память директору «Братскгэсстроя» уже не один десяток лет. В 2008 году городские власти приняли окончательное решение о том, что такой памятник нужно установить, определили под него место. Клеймёнов подготовил эскизы и макет. Но затем проект завис из-за финансовых проблем. Годами чиновники решали их: искали спонсоров, проводили благотворительные мероприятия для сбора денег, даже предлагали горожанам скинуться. Сумма требовалась  немалая, порядка 30 млн рублей. Наконец на сам памятник нашлись средства в городском бюджете, еще часть выделил регион, а деньги на установку мемориала и благоустройство территории собрали горожане. Работа сдвинулась с мертвой точки.

– Когда-то хотели поставить просто памятник Наймушину. А мы, художественные люди, были против. Памятник уже есть на его могиле. Но строил-то Братскую ГЭС не он один. Строила молодежь, которая приезжала в Братск. Поэтому сделали не просто фигуру Наймушина, а целый мемориальный комплекс. Часть плотины Братской ГЭС, стеллу, и конструкцию с монтажниками. Им дань надо отдать, — говорит  Клеймёнов.

По проекту высота мемориального комплекса составит 15 метров. Четырехметровая фигура самого Наймушина будет стоять на постаменте из огромного 20-тонного скальника.

– Я про этот проект думаю не столько с благоговением, сколько с ужасом! Не то что в Братске — в России, наверное, за последние 15 лет ничего такого колоссального не появлялось.

В мастерской скульптора были сделаны многие установленные в нашем городе памятники. Год назад в Правобережном округе поставили чугунного героя соцтруда Петра Самусенко работы Клеймёного. До этого памятник стоял на территории завода, а потом его и вовсе определили на склад.

Похожая судьба была и у памятника Пушкину. Его решил подарить городу один предприниматель. Заказал Клеймёнову, тот выполнил работу. В день рождения Пушкина памятник установили на главной площади, но городские власти начали протестовать: они утверждали, что «Пушкин закрывает Ленина». Пока решался вопрос,  полтора года памятник хранился на складе.

– У нас ничего никому не надо. Иваны родства непомнящие. Вот я сделал макет памятника протопопа Аввакума, который сидел в Брацком остроге 350 лет назад. Это же наша история! А вот памятник воинам, погибшим в Афганистане. Еще я хотел сделать памятник создателю «Ангарской деревни» — музейного комплекса под открытым небом в Братске. Уже нашел спонсора. Потом ему показалось дорого. Ладно, сделал не памятник во весь рост, а только бюст. Нет, все равно и он не нужен оказался.

В последнее время Клеймёнов много работает на москвичей. Создать скульптуру из чугуна — дело недешевое. В провинциальном Братске заплатить мастеру несколько сотен тысяч или даже миллионов, просто некому. В Москве же цены на такую работу в разы выше. К тому же, мастерских вроде «Гедеса» в России мало, а в азиатской части от Новосибирска до Дальнего Востока она и вовсе единственная.

Чугун, с которым работает Клеймёнов, освоить могут не все. В основном современные скульпторы предпочитают бронзу. На полках в мастерской хранятся десятки альбомов и подшивок. В них проекты, эксизы, идеи — сотни и тысячи листов. Только процентов 10 из них претворено в жизнь, рассказывает он.

Скульптурой мастер занимается с 1976 года. Но сейчас начал уставать от работы.

– Чувствую, брошу я это дело. Интереса уже к памятникам не будет, а трафареты я рисовать не стану — давно перерос это. Всякие буковки, вывески «Добро пожаловать», «Мы построим коммунизм» — знаешь, сколько исписал? Когда литейка открылась — я ушел туда, стал художником литейки. И этот цех был хорошим, гремел, звенел! Раньше на заводе 7 тыс. человек было, а сейчас меньше 70. Я все хочу распродать. Заводу скоро конец.

Дождь барабанит по крыше, и вода продолжает литься через дыру в потолке. Я ухожу из мастерской, в которой пока еще лежат отдельно ноги, руки, голова и туловище скульптуры главного первостроителя Братска. До того момента, как они займут свое место в самой масштабной скульптурной композиции города последних лет, осталось чуть меньше двух месяцев.

«По телевизору смотрится все совсем не так» Далее в рубрике «По телевизору смотрится все совсем не так»В Братск начали прибывать беженцы из Украины Читайте в рубрике «Титульная страница» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»